Vashe-zdoroviechko.ru

Красота и Здоровье
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Мышцы таблица 8 класс

27. Мышцы

Прежде чем приступить к изучению мышц человека, вспомните, какие типы тканей есть в организме человека. Из какого типа тканей состоят мышцы? Чем этот тип ткани отличается от других? Какие функции он выполняет?

Группы мышц в организме

Мышцы в организме человека могут входить не только в опорнодвигательную систему, но и в состав внутренних органов, например желудка, кишечника, матки.

Мышцы опорно-двигательной системы можно разделить на несколько групп, которые отличаются особенностями строения и функциями. Большинство из них являются скелетными: своими концами они прикрепляются к костям и обеспечивают их движение.

Особенности строения и функции мышц различных групп

Особенности мышц головы

Жевательные мышцы головы крепятся к нижней челюсти и обеспечивают ее движение относительно верхней челюсти. Перемещение нижней челюсти назад-вперед и в обе стороны позволяет человеку пережевывать пищу, которая при этом перетирается зубами.

Мимические мышцы обычно крепятся одним концом к костям черепа, а другим — к определенному участку кожи. Это позволяет человеку двигать участки кожи относительно друг друга. Исключением являются круговая мышца рта и мышца смеха, которые к костям не прикреплены.

Разновидности мышц

Мышцы делятся на разные группы по форме, размеру или по функциям, которые они выполняют (рис. 27.3). Кроме того, они могут прикрепляться к костям или другим органам в нескольких местах (иметь несколько головок). У большинства мышц выделяют одно брюшко и две головки.

По форме мышцы делятся на следующие виды:

  • веретенообразные (бицепс);
  • квадратные (квадратная мышца бедра);
  • треугольные (дельтовидная мышца);
  • лентовидные (прямая мышца живота);
  • круговые (круговая мышца рта).

Круговые мышцы, или сфинктеры, окружают отверстия в теле человека и отвечают за их раскрытие и закрытие. Примером таких мышц является круговая мышца рта.

По размеру различают длинные, короткие, широкие мышцы. Длинными являются мышцы конечностей — бицепс, трицепс, четырехглавая мышца, портняжная и икроножная мышцы. Короткие мышцы расположены там, где расстояние между костями невелико. Например, к ним относятся межреберные мышцы. Широкие мышцы, как, скажем, широкая мышца спины, расположены на туловище. По выполняемым функциям мышцы делят на следующие виды:

  • сгибатели — сгибают часть тела (бицепс);
  • разгибатели — разгибают часть тела (трицепс);
  • отводящие — отводят конечность от тела (средняя ягодичная мышца);
  • приводящие — приводят конечность к телу (большая приводящая мышца);
  • мышцы-вращатели — обеспечивают вращение конечности вокруг ее оси (портняжная мышца).

Прикрепление мышц к костям

Мышцы прикрепляются к костям с помощью сухожилий (рис. 27.4). Сухожилие образовано плотной тканью и является конечной частью поперечнополосатых мышц. Его основу составляют волокна из белка коллагена, переплетенные между собой, что придает им чрезвычайную прочность. Кроме того, в состав сухожилия входят кровеносные сосуды, которые обеспечивают его клетки питательными веществами и кислородом.

Форма сухожилия может быть разной. У большинства мышц она обычно цилиндрическая. У других мышц могут быть плоские, округлые, лентовидные или пластинчатые сухожилия. При чрезмерной нагрузке сухожилия могут повреждаться.

Мышцы человека

Мышечная система состоит из сорока процентов массы тела здорового организма. Фасции – мышечные покровы объединяют все мышцы человека в единый орган, выполняющий ряд жизненно важных функций: питательную, защитную, скелетную, эндокринную, но главной, все же, является двигательная. А движение – жизнь, поэтому знание анатомии человека, особенно, при занятиях спортом, поможет повысить спортивные результаты и снизить негативные последствия в процессе тяжелых нагрузок.

Структура мышечного волокна и механизм работы мышц

Мышечное волокно – единая клетка с тонкими (актиновыми) и толстыми (миозиновыми) нитями, окруженными митохондриями. Нити имеют возможность взаимодействовать на небольших участках волокон, это пространство называется саркомером и суммарно составляет 30% длины мышечного волокна, таким образом, мышца может сократиться лишь на 30% своей длины. Снаружи от каждого волокна располагаются питающий капилляр и отросток нервной клетки (аксон мотонейрона), в месте «подключения» к нервной клетке имеется цистерна, содержащая ионы кальция.

Механизм сокращения мышц (теория скользящих нитей 1954 г.): в покое зона взаимодействия наполнена «тормозной жидкостью» — ионами магния (Mg2+), что позволяет не затрачивать энергию в покое. При проходе возбуждающего импульса, ионы кальция выходят из цистерны в зону взаимодействия и снимают «тормоза» с актиновых нитей и активируют центры миозиновых молекул, после чего происходит сокращение. После окончания стимуляции кальций возвращается в цистерны, происходит расслабление.

В процессе работы мышц в качестве источника энергии выступает глюкоза (гликоген) и жирные кислоты при достаточной концентрации кислорода. Мышцы способны накапливать аденозинтрифосфат (источник энергии), но этих запасов в мышце хватает только на восемь одиночных сокращений. Для ресинтеза АТФ организм использует запасы креатинфосфата – накопитель-передатчик энергии от митохондрий к акто-миозиновым комплексам.

Костно-мышечная система человека. Рост и развитие мышц и костей тесно связанны – кости являются точкой опоры и складом кальция для мышц, а мышцы, в свою очередь, регулируют питание и рост костей в длину до 25 лет. Мышца прикрепляется сухожилием к надкостнице и при сокращении натягивает ее, создавая «поднадкостничное пространство», обменные процессы в котором значительно более интенсивны. Это позволяет клеткам строить костные балки более быстро и эффективно, и в результате кость растет в толщину. Это главный механизм усиления костей, поясняющий, что только повышением концентрации кальция в крови без сопутствующей мышечной работы, добиться результатов невозможно.

Сколько мышц в теле человека

Мышцы человека и скелет образуют сложную систему опорно-двигательного аппарата, который по своей природе абсолютно уникален. Мышечная система состоит не только из скелетных мышц, но и гладких, а также сердечной мышцы (миокард). Принято считать, что мышц в теле человека, от самых мельчайших до крупных, около 640. Все они отличаются размерами, функциями и структурой.

Виды мышц человека (типы мышечной ткани)

Тело человека состоит из трех видов мышечной ткани:

  1. Гладкие мышцы – образуют полые органы, такие как: пищеварительный тракт, мочевой пузырь, кровеносные сосуды.
  2. Сердечные (миокард) – мышца перекачивает кровь в артерии.
  3. Поперечнополосатые – скелетные мышцы выполняют движение и составляют большую часть мышечной системы в теле человека. Именно эти мышцы выполняют двигательную функцию, необходимую не только для тренировок, но и в течение всей жизни. Рассмотрим скелетные волокна подробнее.

Таблица 1. Типы скелетных мышечных волокон.

ОсобенностиМедленные (тонические)Быстрые (фазические)
СтроениеМного митохондрий. Красные – имеют развитый энергодобывающий аппарат, окисляющий углеводы и жирные кислоты.Мало митохондрий. Белые – более склонны запасать АТФ и креатинфосфат, после расхода которых поддерживают энергообмен безкислородным гликолизом.
РасположениеВ глубоких мышцах. Мышцы разгибатели и отводящие.Поверхностные мышцы. Мышцы сгибатели и приводящие.
ВозбудимостьСкорость проведения импульса = 2-8 м/с. Возбуждаются медленно и тяжело – требуют длительной и сильной внешней стимуляции («нервное усиление»). Обладают большой точностью.Скорость проведения импульса = 8-40 м/с. Быстро возбуждаются. Сокращение в 3 раза быстрее, чем у медленных волокон.
ЭнергообменСпособны активно использовать кислород в гликолизе для окисления резервных углеводов и жиров. Хорошо регулируют теплообмен. Устанавливается равновесие между работой и потребностью.Быстро создается кислородная задолженность. Склонны к анаэробным процессам с использованием гликогена. Быстро перегреваются. Приспособлены к энергодефициту и некоторое время могут работать без достаточного притока кислорода.

Классификация мышц тела человека

По форме мышцы различаются на:

По направлению волокон делятся на мышцы:

  • с параллельными волокнами — длинные, веретенообразные и лентовидные мышцы;
  • с поперечными во­локнами;
  • с косыми волокнами – одноперистые, двуперистые.

По положению в теле делятся на:

  • поверхностные;
  • глубокие;
  • наружные;
  • внутренние;
  • медиальные;
  • латеральные.

Функциональные группы мышц при движении конечностей:

  • сгибатели;
  • разгибатели;
  • отводящие;
  • приводящие;
  • пронаторы;
  • супинаторы.

Относительно движения туловища различают:

  • сгибатели;
  • разгибатели;
  • наклоняющие (вправо – влево);
  • скручивающие (вправо – влево).

Также условно по типу взаимодействия при движении различают мышцы:

  • Агонисты – мышцы, выполняющие основную работу по заданному движению (главная мышца).
  • Синергисты – мышцы, помогающие главной осуществить заданное движение.
  • Антагонисты – мышцы, противодействующие заданному движению.
  • Стабилизаторы (фиксатор, нейтрализатор) – мышцы, удерживающие равновесие и безопасное положение суставов во время движения.

Строение мышц человека

В теле человека выделяют основные группы мышц:

  • Мышцы туловища, к ним относят – мышцы шеи, спины, грудные и мышцы живота.
  • Мышцы верхних конечностей – мышцы плеча, дельтовидная группа, мышцы предплечья, кистей.
  • Мышцы нижних конечностей (ног) – ягодичные, четырехглавые, двуглавые мышцы бедра, приводящие, мышцы голени и стоп.

Таблица 3. Мышцы верхних конечностей.

Мышечная группаФункции мышцВ каких упражнениях и видах спорта активно включаются
Двуглавая мышца плеча.Сгибание рук в локтевых суставах, разворот кисти наружу.Сгибания рук – все виды, гребля, подтягивания, канат.
Клювовидно-плечевая мышц.Подъем рук.Жимы и разведение рук. Метание, боулинг, армрестлинг.
Плечевая мышца.Приведение предплечья.Сгибания локтей всеми хватами, канат, гребля.
Группа мышц предплечья: плечелучевая, длинный лучевой разгибатель кисти, локтевой разгибатель кисти, отводящая мышца, разгибатель большого пальца.Приведение предплечья к плечу, сгибание и выпрямление кисти и пальцев.Сгибание кистей, кистевые эспандеры, удержание веса пальцами, гиревой спорт, кроссфит.
Трехглавая мышца.Выпрямление руки и отведение назад.Разгибания – выпрямление рук в локтях, гребля, стойка на руках.
Группа дельтовидных мышц: передняя, средняя (боковая), задняя головка.Подъем рук.Жимы, подъемы, тяги свободного веса. Тяжелая атлетика, толкание, метание, гимнастика.

Таблица 4. Мышцы нижних конечностей.

Мышечная группаФункции мышцВ каких упражнениях и видах спорта активно включаются
Четырехглавая мышца бедра.Выпрямление ног в тазобедренных и коленных суставах, поворот ноги наружу и внутрь.Разгибание ног в колене, приседы и жимы ногами. Велоспорт, скалолазание, легкая атлетика, футбол, пауэрлифтинг.
Бицепс бедра: полуперепончатая, полусухожильная мышца.Сгибание ног, разгибание бедра.Сгибание ног в колене, тяги и гиперэкстензия.
Большая ягодичная мышца.Выпрямление и поворот бедра наружу.Тяжелая атлетика, лыжный спорт, велоспорт, плавание.
Икроножная мышца.Выпрямление стоп, напряжение ноги в колене.Подъем на носок, приседы в пол амплитуды. Прыжки, бег, велоспорт.
Камбаловидная мышца.Способствует разгибанию стопы.Подъем на носок сидя в тренажере.
Передняя большеберцовая, длинная малоберцовая мышца.Выпрямление, сгибание и поворот ступни.Подъем на носки и подъем пальцев стоп, стоя на пятке.

Заключение

Зная анатомию мышц можно не только разбираться в их строении и функциях, но и раскрыть свой потенциал в определенных видах спорта или выбрать для себя правильную нагрузку. Какой бы вид спорта ни выбирали, помните, только равномерное и гармоничное развитие всех основных мышечных групп позволит выглядеть спортивно и оставаться здоровее, поддерживая такую важную функцию опорно-двигательного аппарата – как движение.

Мышцы – строение в таблице (биология, 8 класс)

Опорно-двигательная система человека состоит из скелета (системы костей) и мышц (мускулатуры), которые осуществляют различные движения. Мышечная ткань составляет значительную часть массы тела – до 47 % у мужчин и до 35 % у женщин.

Мышцы имеют несколько классификаций в соответствии с функциональными и анатомическими характеристиками. По строению мышечной ткани различают три вида мышц. Их особенности и локализация в организме описаны в таблице.

Ткань

Особенности

Где находится

Скелетная (поперечнополосатая) или исчерченная

Поддерживает тело в равновесии, совершает осознанные (по желанию человека) действия. Быстро сокращается и расслабляется

Мышцы скелета, язык, глотка, глазные мышцы

Гладкая или неисчерченная

Работает автономно, совершает медленные однообразные движения

Стенки внутренних органов (пищевод, кишечник, мочевой пузырь), кожа, сосуды

Работает автономно, постоянно сокращаясь и расслабляясь. Совершает быстрые движения

Рис. 1. Виды мышечной ткани.

Мышцы также классифицируются по форме (веретенообразные, квадратные, перистые, прямые и т.д.), по направлению волокон (параллельные, косые, поперечные, круговые), по глубине расположения (поверхностные и глубокие), по положению (шейные, спинные, конечностей и т.д.).

Строение

Мышцы образованы мышечной тканью, которая состоит из мышечных клеток или волокон. Для каждого вида ткани характерна своя единица:

  • миоциты– вытянутые, веретенообразные клетки, из которых состоит гладкая мускулатура;
  • мионы– многоядерные волокна поперечнополосатой мышцы, в основе которых лежат миофибриллы (сократительные нити), состоящие из тонких и толстых сократительных белков (миофиламентов);
  • кардиомиоциты– поперечно исчерченные разветвлённые клетки сердечной мускулатуры, обеспечивающие автономное сокращение.

Наиболее сложное строение мышц человека имеет поперечнополосатая мускулатура. Миофибриллы собраны в пучки, между которых находится цитоплазма – саркоплазма или миоплазма. Саркоплазму с миофибриллами покрывает мембрана – сарколемма.

Мышечные волокна собираются в пучки посредством соединительной ткани, которую пронизывают капилляры и нервные волокна. Пучки в свою очередь составляют мышцу, покрытую фиброзной и соединительно-тканной оболочкой (фасцией).

Концы соединительной оболочки переходят в сухожилия, которые крепят мышцу к кости.

Рис. 2. Строение поперечнополосатой мышцы.

По химическому составу мышцы на 80 % состоят из воды. Остальную часть составляют белки, липиды, соли и т.д.

Функции

Мышцы необходимы организму для поддержания положения тела, перемещения, сокращения внутренних органов.
По выполняемым функциям различают следующие мышцы:

  • сгибатели;
  • разгибатели;
  • отводящие;
  • приводящие;
  • вращатели;
  • пронаторы (поворот внутрь);
  • супинаторы (поворот наружу);
  • сфинктеры (клапаны);
  • дилататоры (расширение);
  • констрикторы (сужение).

Главными мышцами, повинующимися сознательным желаниям человека, являются сгибатели и разгибатели. Анатомически мышцы идентичны, но действуют в соответствии с посылаемыми нервными импульсами. Центры, приводящие в движение сгибатели, тормозят действие клеток разгибателей и наоборот. Такое чередование действий позволяет ходить, сгибать и разгибать руки, приседать.

Рис. 3. Работа мышц.

При длительной работе мышц наступает утомление, и мышцы временно теряют работоспособность. Выяснена взаимосвязь между нагрузкой и частотой сокращений. Большая нагрузка и быстрый ритм будут менее продуктивны (быстрее наступит переутомление), чем средние значения нагрузки и ритма.

Что мы узнали?

Из темы по биологии 8 класса узнали о классификации, строении, назначении мышц, выяснили внутренний состав поперечнополосатой мускулатуры. Мышечная ткань подразделяется на три вида, которые в зависимости от строения отвечают за работу скелетных мышц и внутренних органов.

Строение и функции мышц.
презентация к уроку биологии (8 класс) по теме

Разработка урока «Строение и фукции мышц» и компьютерная презентация на эту тему.

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_biologii_v_8_klasse.docx22.93 КБ
myshcy.ppt1.56 МБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии в 8 классе

Тема: Мышцы, их строение и функции .

Цель урока : выяснить особенности мышечной системы человека, связанные с вертикальным положением и трудом.

  • Раскрыть принцип расположения мышц по отношению к суставам; показать, что мышцы вместе с костями образуют рычаги
  • Дать элементарное понятие физиологии мышечного сокращения и утомления
  • Продолжить формирование умения сравнивать, анализировать, выделять главное. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью

Формы организации учебной деятельности:

Приёмы деятельности учителя: эвристическая беседа, выполнение учебного рисунка на доске, организация работы с микроскопом и наглядными пособиями.

демонстрационный материал: скелет человека, торс человека, таблицы «скелетные мышцы», мультимедийные комплекс, электронный микроскоп, микропрепараты «мышечные ткани», презентация «строение и функции мышечной ткани», фрагмент из кинофильма из серии «человек».

  1. Проверка материала, пройденного на последних двух уроках
  2. Изучение нового материала
  • Строение скелетной мышцы
  • Лабораторная работа
  • Строение особенностей мышечной ткани и её свойства
  • Основные группы мышц их локализация и свойства (с/р с учебником)
  • Нервная регуляция мышечной деятельности
  1. Закрепление
  • Мозговой штурм
  1. Домашнее задание
  1. Проверка пройденного материала

Биологический диктант код (на экране)

  1. Грудная клетка
  2. Позвоночник
  3. Скелет верхних конечностей
  4. Мозговой отдел черепа
  5. Пояс верхних конечностей
  6. Скелет нижних конечностей
  7. Лицевой отдел черепа
  8. Пояс нижних конечностей
  1. Отдел является стержнем, опорой для всего скелета
  2. Отдел скелета, в который входят скуловые и новые кости
  3. Отдел скелета, выполняющий защитные функции по отношению к головному мозгу
  4. Отдел скелета, в который входят лучевые и плечевые кости
  5. Отдел скелета, в который входят кости таза
  6. Отдел является опорой для скелета верхних конечностей
  7. Отдел скелета, в который входят бедренные кости
  8. Отдел скелета, в который входят рёбра и грудина

Ответы: 1 – 2; 2-7; 3-4; 4-3; 5-8; 6-5; 7-6; 8-1.

Работа на доске:

  1. Нарисовать строение сустава и раскрыть его функции
  2. Указать на скелете несколько суставов, выполняющих различные движения
  3. Наложить шину на предплечье своего товарища

Класс оценивает работу товарищей и если надо вносит коррективы.

Учитель ставит классу следующие вопросы:

  • Почему не рекомендуется ездить на жеребятах верхом?
  • Почему у человека при падении чаще всего бывает сломана малая берцовая кость?
  • Почему накладывают шину на два отдела, расположенных рядом с повреждённым?
  • Зачем под шину подкладывают мягкую подкладку?
  • Почему кости пожилых людей более подвержены переломам?
  • Какие свойства костей обеспечивают их прочность и сравнительную лёгкость?
  • При раскопках в кургане был обнаружен скелет. Как определить по остаткам скелета пол человека?
  1. Изучение нового материала

Переходя к изучению нового материала, учитель обращает внимание на то, что движение в суставах производится мышцами.

Выступление ученика о работах Леонардо да Винчи (материал из презентации).

У женщин и мужчин неодинаковое процентное соотношение между тканями, слагающими их тела.

Мышечная ткань – женщины 35,8%; мужчины 41,8%.

Костная ткань — 15,1%; 15,9%.

В основу урока кладётся самостоятельная работа по изучению мышц с помощью таблиц и самонаблюдений учащихся. Работа носит, в некоторой степени, исследовательский характер, т.к. ученики сами выясняют некоторые вопросы, связанные с работой, развитием и расположением мышц человека.

  1. Поперечно-полосатой
  2. Сердечной
  3. Гладкой мышечной ткани

Сравните их строение

Какой вывод можно сделать (показ на экране через электронный микроскоп)

  1. Учитель описывает внешнее строение мышцы, указывает, какими свойствами характеризуются мышечные ткани, что удлинённая форма мышечных волокон соответствует функции сократимости, но какое движение вызывает мышца, зависит ещё от её формы и место прикрепления к костям скелета.
  2. Затем учитель разъясняет задание, порядок работы; выполняют задание вдвоём, но отчётное задание своего варианта каждый ученик делает индивидуально.
  • Прочитайте текст учебника на стр. 118-121 и по рисунку на стр. 120 найдите все указанные в тексте мышцы
  • Найдите у себя примерное расположение следующих мышц: жевательной, дельтовидной, трапециевидной, двуглавой и трёхглавой, икроножной. Определите в каких движениях они участвуют.
  • Решите следующие задачи:
  • В каком состоянии находится трёхглавая мышца при сгибании руки в локте?
  • Какие мышцы руки напряжены, когда мы держим предмет навесу в вытянутой руке?
  • В каком положении руки расслаблены сгибатели пальцев?
  • Укажите два примера мышц, вызывающих при сокращении противоположное движение в суставе?
  • Какого рода рычаг образует двуглавая мышца плеча с костями предплечья?
  • Укажите мышцы, особенно развитые у человека в связи с вертикальным положением
  • Укажите мышцы, противоположно действующие при сгибании руки в локтевом суставе
  • Какого рода рычаг образуют с черепом шейные мышцы, удерживающие голову в вертикальном положении
  • Укажите мышцы существующие только у человека и человекообразных обезьян
  • Какие мышцы участвуют в изменении объёма грудной клетки?

После окончания работы учащиеся устно отвечают на вопросы задания по вариантам.

Учитель вызывает ученика (с хорошо развитой мускулатурой) к доске. У него измеряют сантиметровой лентой окружность плеча у руки, опущенной вниз. Затем ученик сжимает кисть в кулак и сгибает руку в локте. Устанавливает измерение в объёме плеча. Учащийся объясняет, почему это происходит, и показывает на экране, какие мышцы у него сократились при этом движении, и какие расслабились.

Учитель ставит вопросы:

  • Как регулируется мышечное движение?
  • Почему сокращаются мышцы?
  • Почему при сокращении сгибателей расслабляются разгибатели?

Учитель рассказывает, что происходит это рефлекторно, и предлагает учащимся вспомнить: что такое рефлекс, какие бывают нервы, какие бывают нейроны.

Рассматривают один из простейших рефлексов – коленный. Учитель демонстрирует коленный рефлекс на вызванном учащемся и на экране. Затем по таблице на доске изучают рефлекторную дугу этого рефлекса. Вместе дают определение рефлекса и строение рефлекторной дуги.

  1. Нервная регуляция мышечной деятельности. (работа учителя)

Мышечные движения в организме имеют рефлекторный характер, потому что они всегда являются реакцией на раздражение рецепторов центральной нервной системы. Но эти рецепторы могут быть самыми разнообразными. Мышечный рефлекс может начинаться с раздражения зрительных, слуховых, осязательных рецепторов. Очень часто мышечные рефлексы происходят в ответ на раздражение рецепторов, находящихся в самих мышцах и сухожилиях, как было в коленном рефлексе. Когда происходит сокращение мышцы, то находящиеся в ней рецепторы сигнализируют при помощи нервного возбуждения в ЦНС о том, что реакция движения произошла. Это очень важно для согласованности движения, но почему в то время как двуглавая мышца сокращается, мышца противоположной стороны плеча расслабляется (вопрос классу).

В этом согласовании проявляется закономерность, связанная со способностью нейронов не только возбуждаться и проводить возбуждение, но и впадать в состояние торможения. При торможении в нейронах и нервах прекращается проведение возбуждения. Естественно, что если в центре нейронов, идущих к мышце, разовьётся торможение, то эта мышца расслабится. Всё это связано с нервными импульсами, приходящими из центральной нервной системы, которые информируют головной мозг о состоянии мышцы. Все произвольные движения человека происходят только при участии коры больших полушарий головного мозга, и невозможны при нарушении кровоснабжения определённых участков коры больших полушарий (показывает на экране двигательную область, где расположены центры всех произвольных движений).

  1. Мозговой штурм.
  • При помощи каких мышц выражаются эмоции
  • Каковы главные свойства мышечной ткани
  • При раскопках в кургане был найден скелет, может ли опытный анатом по костям скелета решить, был ли тот спортсменом, грузчиком, или человеком ведущим малоподвижный образ жизни
  • Замечено, что человек по разному падает: когда споткнётся, то падает вперёд, а когда поскользнется – назад. Как объяснить это явление?
  • Учитель вызвал ученика к доске, но тот прежде чем встать, наклонился над партой вперёд, и только затем выпрямился и вышел к доске. Может ли человек встать, не наклоняясь вперёд? (если не отвечают на какие то вопросы, это будет проблемой для решения её на следующем уроке)
  1. Задание на дом : стр.116-122.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

МЫШЦЫ МЫШЕЧНАЯ СИСТЕМА

МЫШЕЧНАЯ СИСТЕМА, совокупность мышц и мышечных пучков, объединенных обычно соединительной тканью. Отсутствует у одноклеточных и губок, хорошо развита у позвоночных. В состав мышечной системы человека входят около 400 скелетных мышц, у взрослого человека они составляют 40% массы тела. Для мышечной системы характерны следующие функции: двигательная, защитная, формообразующая, энергетическая.

Мышцы- это орган тела, состоящие из мышечной ткани, способной сокращаться под влиянием нервных импульсов. Мышца имеет сложное строение. Она образована пучками мышечных волокон, которые в свою очередь состоят из ядра мышечного волокна, сократительных нитей, покровной мембраны и кровеносных сосудов. Снаружи мышца покрыта соединительно-тканной оболочкой – фасцией. К костям мышцы прикрепляются с помощью сухожилий. Сухожилия состоят из плотной волокнистой соединительной ткани и обладают высокой прочностью.

Работа мышц Мышцы, сокращаясь. Или напрягаясь производят работу. Различают динамическую и статическую работу. Движения в суставах обеспечиваются как минимум двумя мышцами, действующими противоположно друг другу. Работой мышц управляет нервная система. Эта работа носит рефлекторный характер.

Характеристика основных групп скелетных мышц группа Основные мышцы функции Мышцы головы: 1. Жевательные 2. мимические Жевательная, височная, наружная, внутренняя, крыловидная Круговые мышцы рта и глаз, щечные надчерепные Приводят в движение нижнюю челюсть Открывают и закрывают рот, глаза, изменяют выражение лица, речевая артикуляция Мышцы шеи (поверхностные и глубокие) Подкожная ггрудинно-ключичная, лестничная Поддерживают и приводят в движение голову, шею, опускают нижнюю челюсть, поднимают первое и второе ребро Мышцы спины Трапециевидная, широчайшая, ромбовидная и д.р. Приводят в движение лопатки , голову, шею, руки, ребра при дыхании, поддерживают вертикальное положение тела. Мышцы груди Большая и малая грудные, передняя зубчатая, наружные и внутренние межреберные Приводят в движение плечевой пояс, ребра при дыхании Мышцы живота Косые, поперечная и прямая (брюшной пресс), диафрагма Приводят в движение туловище (наклонны вперед и в стороны); дыхательные движения Мышцы конечностей а) верхние; б) нижние; Бицепс, трицепс, дельтовидная, подлопаточная, мышцы предплечья и кисти Большая седалищная, двуглавая мышца бедра, икроножная, трехглавая мышца голени, мышцы стопы Приводят в движение руки Приводят в движение ноги

Статическая работа мышц – это активная фиксация органов относительно друг друга и придание определенного положения телу, при этом мышца развивает напряжение без изменения длины. Динамическая работа мышц – это смещение одних органов относительно других и перемещение тела в пространстве, при этом мышца изменяет длину и толщину. Работа мышц связана с расходованием энергии. Энергию для мышечных сокращений предоставляет молекула АТФ (

Динамическая работа скелетной мышцы возбуждение Центральная нервная система Центр сгибания Центр разгибания возбуждение торможение торможение возбуждение Мышцы (бицепс) Мышцы (трицепс) сокращение расслабление сокращение расслабление возбуждение

Длительное мышечное напряжение приводит к развитию утомления. Под утомлением понимают временное снижение работоспособности мышц, возникающее по мере их работы. Причины утомления связаны с накоплением продуктов распада органических веществ в местах контактов: нейрон-нейрон, нейрон- мышца.

И.м. Сеченов установил, что при ритмической работе утомление наступает позже, так как в промежутках между сокращениями мышца отдыхает, интенсивная работа мышц с большой нагрузкой приводит к быстрой утомляемости, наиболее оптимальными для мышц являются средние нагрузки и ритм, а лучший способ восстановить работоспособность мышц – активный отдых (с активной деятельностью других мышц)

Мышцы руки и кисти

МЫШЕЧНАЯ СИСТЕМА МЫШЕЧНАЯ СИСТЕМА, совокупность мышц и мышечных пучков, объединенных обычно соединительной тканью. Отсутствует у одноклеточных и губок, хорошо развита у позвоночных

Проверьте свои знания Каким образом мышцы совершают работу? Какая работа называется динамической? Статической? Какая работа совершается при удержании груза? Как работают мышцы-сгибатели и мышцы-разгибатели? Верно ли утверждение, что вся мышечная деятельность носит рефлекторный характер? Обоснуйте свой ответ. Почему мышцы устают? От чего зависит скорость развития утомления мышц?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В презентации даны интересные факты о мышцах. рассмотрено макро и микроскопическое строение мышц.

Материал предназначен для использования на уроках по теме «Опорно-двигательный аппарат» в курсе «Человек».

Мы́шцы или му́скулы (от лат. musculus — мышца (mus — мышка, маленькая мышь)) — органы тела животных и человека, состоящие из упругой, эластичной.

Урок разработам по ФГОС.

Урок с применением ИКТ, игровой и здоровьесберегающей технологии.

Урок с применением ИКТ, игровой и здоровьесберегающей технологии.

С помощью данного урока учащиеся выяснят строение и функции мышц. Рассмотрят основные группы скелетных мышц. С помощью рисунков узнают расположение мышцы в теле человека. Урок содержит дополнительный .

Читать еще:  Мышцы таблица анатомия
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector